ДООЦ "Солнечный"

Отчет о проведении профильной смены в лагере «Солнечный» с 17 по 30 августа 2016 г.

С 17 по 30 августа 2016 года министерством образования и молодежной политики Ставропольского края совместно с государственным бюджетным учреждением дополнительного образования «Краевой центр экологии, туризма и краеведения» была проведена уникальная профильная смена на базе филиала ГБУ ДО «КЦЭТК» – ДООЦ «Солнечный». При подготовке смены в качестве эксперимента было совмещено несколько разных целевых детских групп: представители так называемой «группы риска» из районов Ставропольского края (20 человек); команда москвичей и представителей центральной полосы России (подростки и юноши от 10 до 18 лет, которые были усыновлены или взяты под опеку уже в подростковом возрасте, общее число 20 человек); воспитанники кисловодского детского дома (8 человек); представители актива ряда школ нашего края, которые участвуют или будут участвовать в работе школьных служб примирения (20 человек). Общее число воспитанников смены – 68 человек. Вожатыми и тренерами профильной смены стали преподаватели и студенты института образования и социальных наук СКФУ, в основном кафедры социальных технологий и отдельные представители кафедр социологии и педагогики.

Основная идея смены – внедрение восстановительных технологий в работе с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации по требованиям «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Педагогическая концепция смены строилась на создании условий воздействия на детей «группы риска» через «позитивное большинство», путем формирования разновозрастных отрядов, смешения в отряде представителей разных целевых групп и специальной тренинговой программы «Школьная медиация», направленной на формирование знания и опыта разрешения школьных конфликтов. В лагере было сформировано 3 отряда: два отряда – представители Ставрополья и один отряд – представители Москвы и центральной полосы России. Так решено было сделать в связи с тем, что отряд «гостей» был уже сформированной командой, т.к. на протяжении ряда лет участвовал в специальных реабилитационных и рекреационных программах. Для пед. концепции смены это не стало помехой, а скорее наоборот – способствовало духу соревновательности и являлось для двух других отрядов примером командного единства, доброжелательности в отношениях между членами отряда.

Одним из важных компонентов педагогической концепции смены явилась система самоуправления. Во второй день смены были проведены выборы активов: экодизайн (уборка территории), санпин (уборка комнат), оформители (организаторы оформления творческих программ), СМИ, актив отрядов. Для всех участников вожатые, закрепленные за данными направлениями, организовывали учебу и контроль за деятельностью. Также были организованы выборы мэра «МедиаторГрада». Ею стала представительница московской команды, а ее заместителями стали два других претендента на этот пост от Ставрополья. Было сформировано правительство, в состав которого входили избранные от своих направлений представители – министры экодизайна, спорта, санпина, СМИ и т.д. В сотрудничестве с вожатыми система лагерного самоуправления давала дополнительные рычаги воздействия на основе технологии «Равный-равному». После выбора актива утренние линейки проводились Мэром совместно с дежурными вожатыми.

Смена была рассчитана на 14 дней, поэтому программа коллективно-творческих дел была распределена на запланированное время. Программа получилась концентрированной, так что свободного времени практически не оставалось. Но творческая деятельность с содержанием программы «Школьная медиация», ежедневными тренингами и трансляцией пройденного материала в творческих мероприятиях поддерживали интерес подростков к участию в отрядной подготовке к ежевечерним конкурсным выступлениям. Помимо творческих заданий, которые носили соревновательный характер (за каждое успешное выступление отряд получал условную награду – пластиковый алмаз, большее число накоплений которых давало право отряду на дополнительную экскурсию или приз; также была учреждена и индивидуальная ежедневная награда за личные достижения – пластиковая звездочка, которая могла быть обменена на коллективный «алмаз» эквивалентом 1 к 5-ти). Таким образом, соревновательность между отрядами стала дополнительным стимулом для поддержания порядка и участия членов отряда в коллективно-творческой деятельности.

План-сетка, составленная в результате консультаций с заказчиками смены (ГБУ ДО «КЦЭТК» и Благотворительный фонд Владимира Смирнова) была реализована полностью.

К экватору (середина потока) участники смены практически уже сложились в коллективы. Влияние «позитивной» части детского коллектива стало оказывать положительное влияние на весь коллектив. Многие из детей «группы риска» стали склоняться к здоровому образу жизни – изъявили желание бросить курить. «Тайное курение», даже теми, кто изъявлял желание бросить, стало к концу смены значительно реже.

За время проведения смены были осуществлены однодневные походы: на гору Бештау (2 восхождения), к мужскому монастырю, в дом-музей М.Ю. Лермонтова, к Провалу, к месту дуэли М.Ю. Лермонтова. Практически выходы осуществлялись через день. Таким образом, дети и подростки получали возможность чередовать внутрилагерную жизнь с экскурсиями и походами, что разнообразило время их досуга.

В рамках смены были проведены Малые Олимпийские игры «Rio-Solnechny», где в соревнованиях приняло участие абсолютное большинство детей. Были разыграны 5 комплектов медалей: футбол, волейбол, легкая атлетика, дартс, силовые упражнения на брусьях и перекладине.

В середине потока был организован вечер вопросов и ответов. Заблаговременно был поставлен ящик для анонимных вопросов. В назначенное время дружина лагеря собиралась в «зеленом театре», и дети могли задавать любые вопросы, связанные с внутренней жизнью лагеря.

Данное мероприятие дало возможность скорректировать некоторые направления деятельности в работе с детьми.

В рамках лагерной смены были организованы мастер-классы: мульттерапия, основы скалолазания (веревочный курс), гитара. Таким образом, определенная часть детей имела возможность ознакомиться с новыми видами творчества и спортивного направления.

Нужно отметить, что к концу смены отряды стали настоящими командами и арт уровень в проведении мероприятий поднялся на достаточно высокий уровень. Самый высокий уровень коллективно-творческой деятельности показал конкурс «Мисс и Мистер Медиация».

Красочно и содержательно прошло закрытие смены. Вся дружина активно участвовала в подготовке торжественных мероприятий. На линейке закрытия присутствовало телевидение (телеканал «Ч»). После линейки был торжественный ужин. А после него концерт, куда вошли лучшие творческие номера смены. Каждый участник получил сертификаты (те, кто прошел курс «Школьной Медиации») либо грамоты за активное участие. Помимо грамот каждый ребенок получил памятные призы и наградные кубки от Центра экологии туризма и краеведения. Группа москвичей и представители «Группы риска» получили в подарок от лагеря «Солнечный» рюкзаки.