Организационно-массовая работа
4 профильная смена в лагере «Солнечный»
Лагерь «Солнечный» распахнул свои двери для ежегодной профильной смены, участниками которой стали:
представители так называемой «группы риска» из районов Ставропольского края;
команда москвичей и представителей центральной полосы России – это ребята, которые были усыновлены или взяты под опеку уже в подростковом возрасте;
воспитанники кисловодского детского дома;
представители актива ряда школ нашего края, которые участвуют или будут участвовать в работе школьных служб примирения.
Кто-то может сказать, что это не совместимо. А вот практика показывает другое: не нужно создавать резервации для подростков, которые уже носят в своих школах и районах стигму - «неблагополучный». Они точно также, как и все дети играют в детские игры, участвуют в подготовке творческих мероприятий и, как ни странно проходят тренинги по школьной медиации (школьная служба примирения – школьная добровольческая служба, в которую входят взрослые кураторы и дети – медиаторы. Деятельность этих служб направлена на снижение конфликтности в школе). Будет ли он участвовать в формировании и работе такой службы у себя в школе, сказать трудно. Все зависит от педагога – куратора школьной службы примирения. Но то, что ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию, будет иметь навыки мирного разрешения конфликтов – это можно сказать с уверенностью.
Как организована такая смена? Заказчиками профильной смены выступило министерство образования и молодежной политики Ставропольского края – оно по линии социальной защиты направило в лагерь детей «группы риска». С другой стороны заказчиком по школьной медиации стал частный благотворительный фонд Владимира Смирного и её руководитель – Береговая Елена. Медиаторы были направлены местным индивидуальным предпринимателем Ольгой Мурга за свои средства, а исполнителями стали ГБУ ДО «Центр экологии, туризма и краеведения» и Движение Добровольцев Ставрополья, осуществляющие свою деятельность на базе кафедры социальных технологий СКФУ. Студенты и преподаватель, входящие в состав вожатско-воспитательного отряда, имеют большой опыт в работе с детьми, находящимися в зоне рискованного поведения. В своей работе они применяют технологии восстановительной педагогики, равный-равному, старший брат/старшая сестра. Эти технологии помогают созданию реабилитационной среды для детей «группы риска» и дают возможность ознакомиться с ними юным медиаторам, чтобы, возвратясь в свои школы, они могли бы иметь навыки работы с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации. И ещё одна особенность этой смены – на ней выстраивается настоящее самоуправление. Ребята выбрали себе мэра «Медиаторграда» - так назвали они свою профильной смену. По всем направлениям коллективно-творческой деятельности выбраны представители отрядов, которые в свою очередь определили своего представителя в «Правительство» лагерной смены и проводят планирование своей жизни в лагере сами, при поддержке вожатых и воспитателей. И сделано уже не мало. Каждый день идут тренинги, а вечерами отряды представляют свои творческие разработки (инсценировки, песенно-танцевальные композиции, видеоклипы). А в течение дня проводятся экскурсии, спортивные мероприятия, лекции. Загрузка у детей полная. При этом хватает времени и на индивидуальные беседы с теми, кто в этом особенно нуждается. Особые слова нужно сказать в адрес наших гостей – детей и вожатский отряд из Москвы и центральной России. Они привезли ребят, как уже говорилось выше, практически из той же целевой группы. Но осуществляя работу с этими детьми на протяжении уже длительного времени, они добились высоких результатов – дети ничем не отличаются от обычных домашних детей. Они очень творческие и самостоятельные ребята. Это хороший опыт и для наших «сложных» детей. У них действительно есть с кого брать пример. И они это делают. Стараются не уступать и у них это получается. А наши дети-медиаторы – настоящие посредники между всеми целевыми группами подростков. Впереди ещё больше недели совместной работы. Очень много интересного ждёт наших ребят: восхождение на Бештау, экскурсии по городу, малые олимпийские игры, много творческих дел, песен и весёлых игр. Давайте пожелаем нашему «Солнечному» удачи! Пусть там всегда и для всех будет солнце!